На самые актуальные вопросы родителей отвечает детский психолог и автор многочисленных книг Роза Кадимовна Хазиева.

Вопрос: Мой ребенок-подросток не уверен в себе. Я так понимаю, у него заниженная самооценка. Это меня очень расстраивает. Как мне ему помочь?

Ответ: Прежде всего, в чем выражается его неуверенность в себе?

vopros otvet

Он сомневается в своих силах, когда нужно приступить к какому-либо делу? Он неловко себя чувствует в малознакомой компании? Он очень самокритичен? Неуверенность проявляется по-разному и в разной степени. Конечно же, вы можете помочь своему ребенку поднять его самооценку. В первую очередь поговорите с вашим ребенком. Поделитесь с ним своими мыслями. Как считает сам подросток? Осознает ли он, что у него заниженная самооценка? Если да, то это уже хорошо. Объясните ему, почему лучше иметь адекватную. Вы можете вместе поработать над этим вопросом. У него – своя программа, у вас – своя. Он может составить свою программу, пользуясь литературой по саморазвитию, личностному росту, какой сейчас предостаточно. Если же не захочет, тоже не беда. У вас же – свои, несколько иные задачи. Как учится ваш ребенок? Успехи в учебе очень сильно влияют на самооценку. Если у него проблемы по каким-либо предметам, вам нужно помочь ему подтянуться. Пригласите репетитора, подключитесь сами, конечно, предварительно настроившись, что вы не будете критиковать его и повышать на него голос. Есть ли предметы, в которых он успешен, где он с удовольствием занимается? Если есть, то это – хорошо. Этим предметам надо уделить еще больше внимания. Скорее всего, ваш ребенок выберет попозже такую профессию, которая как-то будет перекликаться с этими предметами. (Меньше вероятность, что ребенок, который любит биологию, станет автомехаником, например). По тем предметам, которые ему очень нравятся, пусть ребенок проявит больше инициативы. Например, пусть сделает доклад, альбом, презентацию, поделку, сам достанет материал из Интернета. Это повысит его мнение о себе.

Второй очень важный вопрос, особенно в этом возрасте – это, конечно же, общение со сверстниками. Есть ли у вашего ребенка друзья в классе? Поговорите с вашим ребенком. Пригласите к вам домой нескольких одноклассников или одного, предварительно испеките пирог. Хорошо продумайте с ребенком, чем ребята будут заниматься. Приглашайте ребят неоднократно, но сами будьте недалеко – общаются ли ребята на равных? Сверстники будут уважать и интересоваться вашим ребенком в том случае, если у него есть разные увлечения. Чем с большим удовольствием занимается ваш ребенок? Учится ли он играть на музыкальном инструменте, увлекается ли аквариумными рыбками, занимается ли он робототехникой или его хобби – спорт? Много в чем можно себя испытать в этом возрасте. Пусть занимается, увлекается, ищет себя. Если же человек углубленно чем-то занимается, ему не так важно мнение окружающих (а самооценка напрямую связана с мнением окружающих), да и к себе он не так критичен (излишняя самокритичность – составляющая низкой самооценки). Так что, пусть ребенок увлеченно занимается тем, что ему нравится, и уверенность в себе возрастет.

Внешность тоже имеет значение. Одежда, прическа, умение аккуратно принимать пищу, дикция – все важно. Если у вашего ребенка есть сложности в чем-то – устраните их. Это – ваша задача. Ну и, наконец, психологическая поддержка с вашей стороны. Если что-то у вашего ребенка получилось хорошо, похвалите, если не получилось – поддержите, по возможности – помогите. Вы же понимаете, что вы внесли и вносите большую лепту в воспитание вашего ребенка. Что вы делали до сих пор не так? Постарайтесь изменить в себе то поведение, которое привело к тем результатам, которые имеете. С другой стороны, не нужно испытывать чувство вины. Вы вели себя наилучшим образом, как только могли на тот момент. Изменитесь сейчас.

Более подробно вы можете почитать об этом в моей книге «12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя» из серии «Ох уж эти детки».